Не такой, как все
Наверное, вряд ли найдутся родители, которые отдавая ребенка в школу, не мечтают в будущем увидеть его сильным, успешным и здоровым. Но, увы, мало кто помнит о своих собственных переживаниях, особенно в начальной школе, где закладываются основы не только будущего успеха, но и, увы, - будущего «нездоровья».
Современные проблемы школьников сводятся, большей частью, к обсуждению вопросов успеваемости. Но почему? Ведь именно в начальной школе у ребенка меняется характер, появляются новые увлечения, возникают конфликты, ухудшается здоровье. Одни склонны винить во всем недостатки воспитания, другие – косность школьной системы. Правы, наверное, и те, и другие. И все же… Где здесь причина, а где – следствие?
У каждого ребенка есть свои физиологические особенности, которые оказывают сильное влияние на учебный процесс. Одному учеба дается легко, а у другого почему-то возникает масса проблем: ребенок не может сосредоточиться, не в состоянии отсидеть урок до конца, чрезмерно суетлив, может прямо на уроке начать что-то выкрикивать или вообще ринуться без разрешения к доске. Нетрудно догадаться, каким оказывается отношение учителей к таким детям. Учителя вызывают родителей. А те твердят, в сущности. одно и тоже: « Наш ребенок – не такой как все, к нему нужен особый подход…».
Как правило, в каждом классе и каждой школе есть такие – «не такие»… И что делать с ними педагоги не знают. В лучшем случае, если учитель - талантлив и терпелив, он подойдет, погладит по головке, успокоит такого «непоседу», добрую половину урока оставаясь рядом с ним…
Я видела таких педагогов, в те времена, когда моя родная школа считалась одной из лучших в городе. И дети, которым посчастливилось встретить такую учительницу в начальных классах, как правило, переживали этот непростой период без особых потерь, заканчивая в итоге школу на «хорошо» и «отлично»… Только спустя много времени я поняла, что делала тогда эта наша учительница, которой, по признанию одного из самых хулиганистых пацанов, и «нагрубить-то стыдно было…». Она не выделяла этих « не таких». Она их не унижала, не отправляла к директору «на разборки». И даже не ругала. Она просто стояла рядом и держала их за руку во время урока. И это видимо, помогало неокрепшей детской психике как-то успокоиться, как-то адаптироваться к такой непростой и, порой, агрессивной школьной среде.
У нас была особая школа. К нам часто приезжали комиссии, к нам приводили иностранцев – тогда это была редкость. Иностранные дети сидели рядом с нами, за одной партой, а после уроков шли к нам домой…
Однажды я спросила у учительницы физики: «Почему их привозят именно к нам, ведь у нас – нет отличников? « Зато с вами спокойнее, - ответила она, - вы - более адекватны». Только спустя много лет я поняла, что стояло за этими словами: понимание и чуткость нашей учительницы делали нас, быть может, менее успешными в учебе, но более терпимыми и адекватными друг к другу, к окружающему нас миру. Зато в случае малейшей опасности, мы горой стояли друг за друга: «Одни за всех, и все - за одного!» Это то, что внушила нам просто умная и чуткая женщина - наша первая учительница…
Каждый возраст ребенка имеет свои особенности. Как правило, 7-8 летние дети делятся на две основные категории. Первые - легко возбудимы, излишне впечатлительны и эмоциональны. Другие, напротив, чересчур медлительны, плохо переключаются с одной работы на другую, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени. И то, и другое - проявление, прежде всего, неокрепшей(несформировавшейся) нервной системы ребенка. Причем, если эти возрастные особенности детской психики накладываются на яркую индивидуальность( «Он – не такой как все!»), то изменения в поведении ребенка могут носить затяжной и откровенно парадоксальный характер.
Например, хорошо известно, что младшие школьники быстро утомляются. Крайняя степень переутомления может выражаться не только в чрезмерной сонливости, но и в излишней грубости, повышенной суетливости: прыжки по классу во время уроков, беготня по коридору, бурные эмоциональные реакции, нередко переходящие в «плач навзрыд». С другой стороны, ребенок может быть исключительно послушным, спокойно-тихим, как бы заторможенным. Зато во время уроков обнаруживается, что он тоже – «не такой, как все», потому что «тихоня» просто не в состоянии сконцентрировать внимание, ему трудно сосредоточиться, быстро переключиться с решения одной задачи – на другую. О таких говорят: «Витает где-то в облаках…»
Повышенная обидчивость, ранимость таких детей нередко приводит к тому, что они становятся объектами нападок со стороны своих сверстников, и, как следствие - возникновение серьезных «школьных конфликтов». Неслучайно, наверное, последнее время мы все чаще и чаще говорим о таком тревожном явлении, как проявление детской агрессии, подчас ничем и никем не спровоцированной.
Многие думают, что виновата школа. Но это – не так. Просто в школе, как в зеркале с увеличительным стеклом, отражается то, что заложено природой, помноженное на издержки воспитания. У всех этих явлений: чрезмерная активность, заторможенность, повышенная обидчивость, излишняя агрессивность и т.д. - одна природа, одно происхождение. Это – результат нарушений деятельности центральной нервной системы, которую психологи и психотерапевты охарактеризовали, как минимальная мозговая дисфункция.
Можно ли помочь детям адаптироваться к действительно сложной школьной среде, не разрушая при этом детскую психику, сохраняя при этом детскую самобытность и индивидуальность?
Оказывается - можно. И речь идет не только о медикаментозном или психолого-педагогическом воздействии...
Подробнее...