Не такой, как все

Наверное,  вряд ли найдутся родители, которые отдавая ребенка в школу, не  мечтают в будущем увидеть  его сильным, успешным и здоровым. Но, увы,  мало кто помнит о своих  собственных переживаниях, особенно  в  начальной школе,  где закладываются основы  не только  будущего успеха, но  и,  увы, - будущего «нездоровья».


Современные проблемы школьников сводятся, большей частью, к  обсуждению вопросов успеваемости. Но почему?  Ведь именно в начальной школе у ребенка  меняется  характер, появляются новые  увлечения,  возникают  конфликты, ухудшается здоровье. Одни склонны  винить во всем  недостатки  воспитания, другие –  косность школьной системы. Правы, наверное, и те, и другие. И все же…   Где здесь причина, а где – следствие?


У каждого  ребенка есть свои физиологические особенности, которые оказывают  сильное  влияние на  учебный процесс.  Одному учеба   дается легко, а  у другого почему-то   возникает масса проблем: ребенок не  может сосредоточиться, не в состоянии  отсидеть   урок до конца,  чрезмерно суетлив,  может   прямо на уроке начать что-то выкрикивать или вообще  ринуться без разрешения к доске. Нетрудно догадаться, каким  оказывается   отношение учителей к таким детям.  Учителя вызывают родителей. А те твердят, в сущности. одно и тоже: « Наш ребенок – не такой как все, к нему нужен особый подход…».


Как правило, в каждом классе и каждой школе есть такие – «не такие»… И что делать с ними  педагоги не знают.  В лучшем случае, если учитель - талантлив и терпелив, он подойдет, погладит по головке,  успокоит такого  «непоседу», добрую половину урока   оставаясь  рядом с ним…


Я видела таких педагогов, в те времена, когда моя родная  школа  считалась  одной  из лучших   в городе.  И дети, которым  посчастливилось встретить такую учительницу в начальных классах,  как правило, переживали  этот  непростой период без особых потерь, заканчивая в   итоге   школу  на  «хорошо» и «отлично»… Только спустя много времени я поняла, что  делала тогда  эта наша  учительница, которой, по признанию одного из самых хулиганистых пацанов, и «нагрубить-то стыдно было…».  Она не выделяла  этих « не таких». Она их  не унижала, не  отправляла к директору «на разборки».  И  даже не ругала. Она просто  стояла рядом и держала их за  руку во время урока. И это видимо, помогало неокрепшей детской психике     как-то успокоиться,  как-то  адаптироваться   к  такой  непростой и,  порой,  агрессивной школьной среде.


У нас была  особая  школа. К нам часто приезжали комиссии,  к нам приводили  иностранцев – тогда это была редкость. Иностранные дети сидели рядом с  нами,  за одной партой, а после уроков шли к нам  домой…
Однажды я спросила у учительницы физики:  «Почему  их  привозят именно  к нам,   ведь   у нас – нет отличников?   « Зато  с  вами  спокойнее, - ответила она, -  вы -  более адекватны». Только спустя много лет я поняла, что стояло за этими словами:  понимание и чуткость нашей учительницы делали  нас, быть может, менее успешными в учебе, но  более терпимыми и  адекватными  друг к  другу,  к окружающему нас миру.  Зато  в случае малейшей  опасности, мы  горой   стояли друг за друга: «Одни за всех, и все - за одного!»    Это то, что  внушила нам  просто умная и чуткая женщина -   наша первая учительница…


Каждый возраст ребенка имеет свои особенности. Как правило,  7-8 летние дети  делятся на две основные категории. Первые -   легко возбудимы, излишне впечатлительны и эмоциональны. Другие, напротив,  чересчур   медлительны, плохо переключаются  с одной работы  на другую,  плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени. И то, и другое -  проявление, прежде всего, неокрепшей(несформировавшейся) нервной системы  ребенка.  Причем, если эти возрастные  особенности детской психики накладываются на яркую индивидуальность( «Он – не такой как все!»),  то    изменения в поведении ребенка  могут носить затяжной  и откровенно парадоксальный характер.


Например,  хорошо известно,  что младшие школьники быстро утомляются. Крайняя степень переутомления может  выражаться не только в чрезмерной сонливости, но и  в излишней грубости, повышенной суетливости:  прыжки по классу во время уроков, беготня по коридору, бурные эмоциональные реакции, нередко  переходящие в «плач навзрыд».   С  другой стороны,   ребенок  может быть  исключительно послушным, спокойно-тихим,  как бы  заторможенным. Зато  во время  уроков  обнаруживается, что  он  тоже – «не такой, как все», потому что  «тихоня»  просто  не  в состоянии сконцентрировать внимание,  ему трудно сосредоточиться,  быстро  переключиться с решения одной задачи – на другую. О таких говорят: «Витает где-то в облаках…»


Повышенная обидчивость, ранимость таких детей нередко приводит к тому, что они становятся объектами нападок со стороны своих сверстников, и, как следствие -  возникновение серьезных  «школьных конфликтов».  Неслучайно, наверное,  последнее время мы  все чаще и чаще говорим о таком тревожном явлении, как проявление  детской агрессии, подчас ничем и никем  не  спровоцированной.


Многие думают, что  виновата  школа. Но это – не так.   Просто в школе, как в зеркале с увеличительным стеклом,  отражается  то, что заложено природой, помноженное на  издержки воспитания.  У всех этих явлений:  чрезмерная активность, заторможенность,  повышенная обидчивость,  излишняя агрессивность и т.д.  - одна природа, одно происхождение. Это   – результат  нарушений  деятельности центральной нервной системы,  которую психологи и психотерапевты  охарактеризовали, как  минимальная мозговая дисфункция.


Можно ли  помочь  детям  адаптироваться к действительно  сложной школьной  среде, не разрушая при этом детскую  психику, сохраняя при этом детскую самобытность  и индивидуальность?
Оказывается - можно. И речь идет не только о медикаментозном или психолого-педагогическом  воздействии...

 

Подробнее...

   
Наиболее популярное:


Дизайн - Marie-Rachel Dionne
Разработка сайта - Студия Pro-it.
(с) Все права защищены и принадлежат ООО Панков Медиус, 2010.
Внимание: при использовании материалов сайта, в том числе при цитировании и обзоре в сети Интернет, активная гиперссылка на oko-med.ru обязательна. Для получения разрешения на републикацию и ретрансляцию видеоинформации,
а также использование фотографий и иллюстраций, необходимо связаться с: oko-med@mail.ru
Перепечатка и использование материалов сайта без разрешения запрещены.
Нарушение авторских прав преследуется по закону.

Партнёрские сайты:
 Скажи слепоте нет !
 Домашний архив

Rambler's Top100 ������.������� Яндекс.Метрика